ЛПК Дальнего Востока: нужны господдержка, кластерный подход и увеличение освоения лесного ресурса

Среди самых богатых лесными ресурсами регионов России –
Дальний Восток.

Так, общая площадь земель лесного фонда в Дальневосточном
федеральном округе составляет 496 694 тыс. га или 44% от
общей площади земель лесного фонда РФ, а общий запас
древесины здесь – 20149,5 млн. кубометров или 20% от общего
запаса древесины в нашей стране.

Допустимый ежегодный объем изъятия древесины составляет 90
432,9 тыс. кубометров, а установленный ежегодный объем
заготовки древесины на арендуемых участках – 22 445,5 тыс.
кубометров, при этом, в 2015 году в ДФО было заготовлено 16
млн. кубометров древесины или 18% от допустимого объема
изъятия, при этом, было заключено 1055 договоров аренды
лесных участков для заготовки древесины, что стало
максимальным количеством за последние 10 лет.

Таким образом, на Дальнем Востоке имеет огромный потенциал
для развития лесной отрасли, и на сегодняшний день
экономическая отдача от нее оставляет желать лучшего – на
это, в частности, было обращено внимание и на прошедшем во
Владивостоке втором Восточном экономическом форуме.

Максимальная ставка платы за 1 куб. древесины, добытой на
территории субъектов ДФО, составляет 44,1 руб., затраты на
строительство новых лесных дорог - 1-5 долларов с одного
кубометра древесины в зависимости от территории. По мнению
заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ –
руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана
Валентика, это – невысокая цена, свидетельствующая об
экономической привлекательности лесных ресурсов Дальнего
Востока, что является «нашим важным конкурентным
преимуществом».

Самые большие запасы леса, допустимые для изъятия (расчетная
лесосека), - в Республике Саха (Якутия) (34 742,6 тыс.
кубометров), на втором месте – Хабаровский край (25 078 тыс.
кубометров), на третьем месте – Амурская область (17 491 тыс.
кубометров), на четвертом месте – Приморский край (7 353,8
тыс. кубометров) – именно эти субъекты являются самыми
лесными в ДФО. При этом, наибольшее развитие ЛПК получил в
Хабаровском и Приморском краях, где процент освоения лесосеки
составляет 29% и 59% соответственно, то есть, в Приморском
крае самая высокая отдача в отрасли, что объясняется,
во-первых, наличием лесных пород высокого экспортного спроса,
во-вторых, близостью крупного потребителя древесины – Китая
(потенциал сбыта и недорогая логистика).

По объемам заготовки ликвидной древесины при рубках спелых и
перестойных насаждений лидирует Хабаровский край – 6 067,5
тыс. кубометров (50% всех заготовок в ДФО), на втором месте –
Приморский край (3 368,4 тыс. кубометров), на третьем месте –
Амурская область (1 298,9 тыс. кубометров).

Однако, статистическая информация по заготовкам древесины не
всегда объективно отражает реальной положение дел: так, по
словам Ивана Валентика, до 40% древесины остается на
лесосеке, то есть, не используется. «Перерабатывается
пиловочник, а балансовая древесина бросается, - отмечает он.
– Отсутствие достаточных мощностей по переработке древесины,
которая остается в лесу, ухудшает его санитарное состояние,
способствует пожарам, в целом ведет к большим экономическим
потерям. Системным решением этой проблемы для Дальнего
Востока стало бы строительство крупного целлюлозно-бумажного
комбината или же развитие биоэнергетики».

Увеличению объемов освоения расчетной лесосеки мешает
отсутствие достоверной информации о лесных ресурсах, на
основании которой можно принять эффективное бизнес-решение.
«Часто возникает ситуация, когда инвестор получает
некорректную информацию о лесном фонде, заходит на объект и
выясняет, что на самом деле состояние леса, который он
получил, не соответствует материалам лесоустройства, -
говорит Иван Валентик. – При этом. государство финансирует
лесоустройство, за два последних года мы увеличили объем
финансирования в 10 раз. Кроме этого, не все расчетные
лесосеки являются допустимыми к изъятию, без развития
инфраструктуры, привлечения инвестиций в строительство лесных
дорог дальнейшее освоения лесных участков затруднительно.
Нужно внедрять в отрасль новые механизмы, например, лесные
концессии».

Одна из проблем лесной отрасли на Дальнем Востоке – низкие
объемы лесовосстановления (в 2015 году – 111,2 тыс. га, что
стало самым низким показателем, начиная с 2005 года, когда
было восстановлено 225,4 тыс. га). В 2018 году завершаются
сроки действия лесных планов, принятых 10 лет назад в связи с
вступлением в силу Лесного кодекса , поэтому, многие
лесопользователи стараются взять со своих лесных участков как
можно больше, не уделяя должного внимания лесовосстановлению.
«Сейчас наращиваются темпы заготовки древесины, а в итоге
идет обеднение лесов, уменьшение гослесфонда, сокращается
число перспективных молодняков, - объясняет начальник отдела
«Приморская лесосеменная станция» филиала ФБУ «Рослесозащита»
Александр Олифиренко. – между тем, лесное хозяйство построено
на балансе выбытия насаждений и прибытия. Особенно непростая
ситуация, исходя из результатов проверок, в Приморском крае,
где лес восстанавливается с нарушениями или вообще загублен.
Нам есть, с чем сравнивать, мы работаем не только в
Приморском крае, но и в сахалинской области. Там много лесов,
посаженных еще японцами, - лиственница и кедр выглядят
замечательно. Есть лес, посаженный в советские времена, он
тоже выглядит хорошо».

Как, по его мнению, должно проводиться лесоустройство? Оно не
должно проводиться на деньги лесопользователя. «Оно должно
быть независимое и полностью государственное, - объясняет он.
– Лесосеки должны отводить государственные лесники. И после
того, как лесосека отведена, выставлять ее на аукцион. В
минимальную стоимость аукциона нужно включать сборы за
стоимость ресурсов, стоимость работ по отводу лесосеки,
лесоустройству, по лесовосстановлению. А если там назначаются
мероприятия по естественному лесовосстановлению, которые
должен проводить тот, кто рубит, то включать в качестве
залога стоимость этих работ. Если лесопользователь сделал все
правильно, то ему этот залог возвращать».

Проблема лесовосстановления актуальна не только для Дальнего
Востока, но и для всей страны. «Мы анализировали мотивацию и
результативность лесовосстановления, которым должны
заниматься арендаторы леса. Вывод таков: небольшие
заготовители не мотивированны на качественное восстановление
лесов, - подчеркнул Иван Валентик. – Поэтому, разработан
законопроект, который позволит лесозаготовителям заменить
лесовосстановительные мероприятия дополнительным платежом. И
тогда государство возьмет на себя обязательства по
восстановлению леса на их участках. Мы создаем механизм,
подобный утилизационному сбору, когда появляется возможность
выбора: или платишь или восстанавливаешь лес самостоятельно».

Государственная поддержка ЛПК будет далее только расширяться,
об этом заявляет статс-секретарь – заместитель министра
промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Так, в РФ
отменены ввозные пошлины на продукцию глубокой переработки
древесины, а специально для предприятий ЛПК Дальнего Востока
ведомство предлагает еще более снизить таможенные пошлины на
круглые лесоматериалы хвойных пород – на определенный объем
вывозимой древесины. Уровень льготной экспортной квоты будет
рассчитываться из объема переработки: чем он больше, тем выше
квота на экспорт кругляка по льготному тарифу. Это должно
повысить объемы и степень переработки древесины в регионе.
Квоту предлагается установить на уровне 4 млн. кубометров, а
ставку таможенной пошлины в рамках квоты – 6,5%.

Кроме этого, Минпромторг России активно поддерживает создание
лесопромышленных кластеров: в частности, в Хабаровском крае
планируется организация Дальневосточного промышленного
кластера, куда могут войти около 20 участников.
Предполагается, что основой кластера станут компании «RFP
Групп», «Азия Лес» и «Аркаим» с общей расчетной лесосекой 7
млн. кубометров и объемом выпускаемых пиломатериалов свыше
1,5 млн. кубометров в год, кластер может послужить в
перспективе основой для создания ЦБК.

Есть ряд значимых проектов и в других субъектах ДФО.

Если на федеральном уровне будет сформирована устойчивая
законодательная база, а государство продолжит оказывать
многоплановую поддержку ЛПК и лесному хозяйству, определяя
эти сферы в качестве одних из приоритетных в экономике РФ,
многие проблемы, связанные с развитием отрасли, удастся
решить.