Проект руководства по управлению ЛВПЦ и сохранению малонарушенных лесных территорий

Специальная техническая рабочая группа системы добровольной
лесной сертификации FSC разработала проект руководства по
управлению высокими природоохранными ценностями лесов и
сохранению малонарушенных лесных территорий (High
Conservation Values (HCV) Manager’s Guide and a set of intact
forest landscape (IFL) indicators).

Разработка такого документа - это шаг в правильном
направлении, и фактически попытка спасти систему FSC, ее
репутацию в природоохранном сообществе. Сохранение лесов
высокой природоохранной ценности - одна из важнейших
заявленных функций системы FSC, делающая эту систему
интересной для широкого круга природоохранных организаций.
Однако, одно дело - заявить, а другое дело - реально
выполнить заявленное. Неспособность системы FSC обеспечить
реальное сохранение лесов высокой природоохранной ценности,
особенно в странах и регионах со слаборазвитым лесным
хозяйством и господством экстенсивной модели лесопользования,
становится все более очевидной. Самые большие проблемы
возникают с сохранением малонарушенных лесных территорий -
крупнейших территорий дикой лесной природы, сохранившихся в
самых труднодоступных районах планеты. FSC признает и
сертифицирует обычную практику добычи древесины в
малонарушенных лесных территориях (пионерное освоение
последних диких лесов Земли), а с ней и характерные для этой
практики проблемы: переэксплуатацию лесов и временный,
истощительный, характер лесопользования; типичное для
"медвежьих углов" условное соблюдение законов,
правил, прав работников; провоцирование различных
разрушительных для леса процессов - роста пожаров, вспышек
численности вредителей, и многое другое.

Многочисленные провалы в сфере сохранения лесов высокой
природоохранной ценности и сохранение (в рамках деятельности
сертифицированных предприятий) пионернного освоения последних
диких лесов больно бьют по репутации системы FSC в целом.
Многие природоохранные организации, ранее горячо
поддерживавшие развитие этой системы добровольной лесной
сертификации (в том числе Гринпис), постепенно пересматривают
свое отношение к ней. Пока в природоохранном сообществе
системе FSC все еще скорее доверяют, чем не доверяют - но
ситуация может быстро измениться. Более того - может
сработать "эффект маятника", и продержавшаяся два
десятилетия эйфория по поводу лесной сертификации (когда на
FSC возлагались неоправданно завышенные надежды и ожидания)
может смениться долгим периодом недоверия (когда даже
правильные и подающие надежды действия большинством будут
восприниматься скептически).

Чтобы переломить эту тенденцию растущего недоверия, системе
FSC нужны реальные перемены и очень серьезные действия,
направленные на сохранение лесов высокой природоохранной
ценности и отказ от пионерного освоения последних диких
лесов. К сожалению, система стала настолько громоздкой и
трудноуправляемой, что даже осознание необходимости таких
действий ее руководством и наиболее активными членами не
позволяет быстро принимать необходимые решения. Например, в
2014 году Генеральная ассамблея FSC приняла специальное
решение, направленное на сохранение малонарушенных лесных
территорий (так называемое "Motion 65") - согласно
этому решению, уже к концу 2016 года должны были быть
разработаны новые национальные стандарты, обеспечивающие
адекватный уровень сохранения МЛТ. Сейчас, к сожалению,
приходится признать, что выполнение Motion 65 уже практически
провалено - причем не в каких-то отдельных странах, а везде.
С учетом сложности и длительности процедур разработки новых
стандартов и правил надежды на адекватное выполнение Motion
65 уже почти не осталось.

Руководство FSC и работающие в этой системе специалисты, надо
отдать им должное, пытаются исправить ситуацию и принять
экстренные меры по обеспечению сохранности лесов высокой
природоохранной ценности и особенно малонарушенных лесных
территорий. Но результативность этого пока очень низка.
Система FSC в целом оказалась между двух огней: с одной
стороны, если она по-прежнему будет поддерживать освоение
последних диких лесов мира - она потеряет поддержку
влиятельных природоохранных организаций и будет подвергаться
все большей публичной критике; с другой стороны - если она
будет жестко требовать сохранения этих лесов, она потеряет
многих крупных платежеспособных клиентов. Пока "другая
сторона" побеждает - экономические соображени играют
очевидно большую роль при принятии решений о выдаче
сертификатов, чем природоохранные.

Проект руководства по управлению высокими природоохранными
ценностями лесов и сохранению малонарушенных лесных
территорий - документ все еще копромиссный, пытающийся
совместить несовместимое (возможность хозяйствования в
последних диких лесах с необходимостью их сохранения), но
все-таки в гораздо большей степени направленный на сохранение
МЛТ. Вот, например, что говорится в нем по поводу стратегии
управлени малонарушенными лесными территориями:

"Management strategies and action plans are developed
with appropriate measures for maintaining and enhancing High
Conservation Values and addressing identified threats,
including;

...

b. For HCV 2 - For Intact Forest Landscapes and landscape
level ecosystems, and mosaics, strategies that fully maintain
the extent and intactness of the forest ecosystems and the
viability of their biodiversity concentrations, including
plant and animal indicator species, keystone species, and/or
guilds associated with large intact natural
forest*ecosystems. Examples include protection zones and
set-aside areas, with any commercial activity in areas that
are not set-aside being limited to low-intensity operations
that fully maintain forest structure, composition,
regeneration, and disturbance patterns at all times. Where
enhancement is identified as the objective, measures to
restore and reconnect forest ecosystems, their intactness,
and habitats that support natural biological diversity are in
place".

Примерный перевод:

"Разработанные стратегии управления и планы действий
включают необходимые меры по поддержанию и повышению высоких
природоохранных ценностей и противодействию выявленным
угрозам, в том числе:

...

б. Для ВПЦ 2 - - для малонарушенных лесных территорий и
ландшафтного уровня экосистем и мозаик стратегии обеспечивают
полное сохранение площадей и ненарушенности лесных экосистем
и жизнеспособности сконцентрированного в них биологического
разнообразия, в том числе индикаторных видов растений и
животных, ключевых видов, и комплексов, ассоциированных с
крупными ненарушенными лесными экосистемами. Например,
<могут быть созданы> особо охраняемые зоны и
исключенные из пользования территории, а любая коммерческая
деятельность на территориях, которые не исключены из
пользования, ограничена низкоинтенсивными хозяйственными
операциями, в полной мере сохраняющими структуру, состав,
возобновление и динамику естественных нарушений в лесу в
течение всего времени. В случаях, когда повышение
<природоохранной ценности> определено в качестве цели,
принимаются меры по восстановлению и обеспечению связности
лесных экоситсем, и ненарушенности, и местообитаний,
поддерживающих естественное биологическое разнообразие".

Если понимать эту часть проекта буквально - она означает, что
крупномасштабная лесозаготовительная деятельность в границах
сохранившихся малонарушенных лесных территорий с какого-то
момента времени (когда это руководство будет принято и
вступит в силу) станет невозможной. Например, характерные для
пионерного овоения тайги сплошные рубки большой площади с
"шахматным" примыканием и возможностью полной
вырубки на конкретной территории (иногда во многие сотни, а
потенциально и тысячи гектаров) всего экономически
привлекательного леса за два приема, разделенных сроком
примыкания - станут в границах FSC-сертифицированных
малонарушенных лесных территорий теоретически невозможными.

Практически - неизвестно, будет ли это руководство в
предлагаемой редакции принято, и тем более неизвестно, будет
ли оно выполняться, даже если будет принято. Однако,
отрицательный ответ на любой из этих вопросов с большой
вероятностью приведет к утрате системой FSC доверия со
стороны многих влиятельных природоохранных организаций - а
без доверия от этой системы будет мало толку, в том числе для
экономически заинтересованных ее участников.

От того, насколько система добровольной лесной сертификации
FSC сможет обеспечить сохранение лесов высокой
природоохранной ценности, в первую очередь малонарушенных
лесных территорий, зависит выживание этой ситемы в
среднесрочной перспективе (5-10 лет). А от выживания этой
системы во многом зависит экономическое благополучие многих
крупных лесопользователей - поэтому и они должны быть
заинтересованы в том, чтобы эффективное руководство по
сохранению ЛВПЦ и МЛТ появилось как можно быстрее, и
вополощалось в жизнь как можно тщательнее.