Состоялось первое селекторное совещание по пожарам

20 апреля в формате видеоконференции состоялось первое в этом
году селекторное совещание по подготовке к лесопожароопасному
сезону. Совещание провел министр природных ресурсов и
экологии Российской Федерации Сергей Донской при участии
заместителя министра - руководителя Федерального агентства
лесного хозяйства Ивана Валентика.

В совещании также приняли участие заместитель руководителя
Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды Игорь Шумаков, представители высшего
руководства и органов исполнительной власти, уполномоченных в
области лесных отношений, Забайкальского края, Иркутской
области, республик Тыва, Бурятия, Хакасия, Челябинской,
Курганской, Тверской, Московской, Волгоградской областей,
представители руководства Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного
хозяйства, ФБУ «Авиалесоохрана».

Открывая совещание, Сергей Донской отметил, что на настоящий
момент важным действующим нормативным документов,
направленным на снижение риска возникновения лесных пожаров,
является Постановление Правительства Российской Федерации
№1213 от 30 ноября 2015 года. Постановлением предусмотрено
внесение изменений в Правила пожарной безопасности России,
полностью исключающих возможность проведения выжиганий сухой
растительности на землях сельхозназначения, запаса,
продуктопроводов и путепроводов, полосах отвода автомобильных
и железных дорог.

В настоящее время в ряде регионов действующий запрет на
выжигание сухой растительности не выполняется. Это, в первую
очередь, Амурская область, Приморский край, Забайкальский
край, Челябинская область, где уже возникли многочисленные
лесные пожары от огня незаконных поджогов сухой
растительности. Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации и Федеральное агентство лесного
хозяйства будут настойчиво добиваться выполнения запрета на
выжигания вплоть до обращений в Генеральную Прокуратуру
Российской Федерации по фактам отсутствия ведомственного
контроля, контроля со стороны региональных и муниципальных
властей за соблюдением действующей законодательной нормы.

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван
Валентик отметил, что по итогам прошлого года наибольшая
горимость была зарегистрирована в Забайкальском крае,
Иркутской области и Республике Бурятия. Среди факторов
ухудшения ситуации в регионах - низкие темпы выполнения
превентивных мероприятий по противопожарному обустройству
лесов. По состоянию на 1 июня 2015 года противопожарное
обустройство лесов на территории Забайкальского края,
Республики Бурятия, Иркутской области было выполнено не более
чем на 20%. В ряде случаев мероприятия по противопожарному
обустройству лесов были проведены с нарушением
лесоводственных требований. До начала пожароопасного сезона
2015 года отсутствовали контракты на привлечение воздушных
судов для мониторинга и тушения лесных пожаров в авиационной
зоне. Неоднократно возникала проблема невозможности
привлечения в полном объеме сил и средств пожаротушения в
связи с отсутствием договоров и соглашений на их привлечение,
а также ненадлежащим техническим состоянием или
использованием технических средств на иных видах работ. В
ходе пожароопасного сезона 2015 года неоднократно возникала
проблема невозможности привлечения в полном объеме сил и
средств пожаротушения в связи с отсутствием договоров и
соглашений на их привлечение, а также ненадлежащим
техническим состоянием или использованием технических средств
на иных видах работ.

В настоящее время Забайкальский край, Республика Бурятия и
Иркутская области учли негативный опыт прошлого года, изменив
отношение к подготовке к пожароопасному сезону. Усилилось
понимание важности данного процесса и со стороны высшего
руководства регионов.

В период пожароопасного сезона прошлого года
несвоевременность введения режима ЧС в лесах и недостаточная
эффективность межведомственного взаимодействия не позволили в
полной мере привлечь силы Единой государственной системы по
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
использовать правильную стратегию по стабилизации
лесопожарной обстановки. Это стало причиной многократного
увеличения финансовых и трудовых затрат.

Выходя на обратную связь, представители Забайкальского края,
Республики Бурятия и Иркутской области отмечали наличие
высокой кредиторской задолженности за тушение лесных пожаров
в прошлом году.

Иван Валентик обратил внимание регионов, что в прошлом году
за счет перераспределения с других статей Рослесхозом было
перенаправлено на тушение лесных пожаров 650 млн рублей,
более 877 млн рублей было выделено из резервного фонда
Рослесхоза. В решении проблемы регионы также должны принять
участие, в том числе пересмотрев распределение средств
регионального бюджета, поступающих от доходов лесного
хозяйства.

В ходе подготовки к пожароопасному сезону 2016 года,
Рослесхозом проведена работа по всем проблемным вопросам
пожароопасных сезонов прошлых лет.

Особое внимание обращено на «горимые» регионы: Забайкальский,
Хабаровский, Приморский края, Красноярский края, республики
Тыва, Хакасия, Бурятия, Якутия, Иркутскую, Амурскую области,
Еврейскую автономную область. По прогнозным данным в текущем
году эти же регионы попадают в зону риска превышения
показателей пожарной опасности по условиям погоды.

Подписаны соглашения с 21 регионов Сибирского и
Дальневосточного федеральных округов по охране лесов от
пожаров, и теперь федеральный центр может принимать на себя
управление пожаротушением в регионах, в случае, если они не
справляются своими силами. Данная мера направлена на
предупреждение ЧС, связанных с лесными пожарами, уменьшение
затрат на их тушение и снижение ущерба.

В целях усиления реагирования на лесные пожары расширены
полномочия оперативного штаба Рослесхоза. Кроме того, на базе
Департаментов лесного хозяйства по федеральным округам
созданы оперативные штабы в Сибири и на Дальнем Востоке.

Подготовлены и обучены внешние управляющие, готовые в любой
момент по решению оперативного штаба Рослесхоза оперативно
передислоцироваться в те субъекты, где есть угроза развития
чрезвычайной лесопожарной ситуации. Они будут принимать на
месте все решения по управлению силами и средствами по
тушению лесных пожаров, привлечению дополнительных сил из
федерального резерва и выделению дополнительного
финансирования.

В текущем году проведена тщательная проверка фактического
наличия сил и средств пожаротушения, указанных в Сводных
планах субъектов Российской Федерации. Рослесхоз не
согласовывал планы, пока не были представлены конкретные
правовые основания привлечения всех указанных сил и средств
пожаротушения. Это послужило причиной уменьшения количества
сил и средств пожаротушения, но достоверность этих данных -
первоочередная задача при планировании стратегии тушения
лесных пожаров.

В связи с тем, что определены возможности превентивного
маневрирования сил парашютно-десантной пожарной службы ФБУ
«Авиалесоохрана», принято решение об увеличении ее
численности с 700 до 1000 человек и распределение их по
наиболее горимым регионам.

В этом году ужесточены критерии готовности регионов к
пожароопасному сезону. Убрано понятие «ограниченно готов».
При несоответствии хоть по одному критерию теперь выдается
оценка «не готов». Из 68 проверенных субъектов Российской
Федерации - 19 признаны не готовыми к пожароопасному сезону,
в т.ч. 16 не готовы по одному показателю укомплектованность
штата лесопожарных формирований. 49 субъектов признаны
готовыми. Среди наиболее неподготовленных регионов Республика
Хакасия, Тыва и Вологодская область.

По итогам 2015 года часть регионов имела экономию средств на
тушении лесных пожаров, в то время как Сибири и Дальнему
Востоку этих средств категорически не хватило. Данный факт
послужил причиной пересмотра по инициативе Федерального
агентства лесного хозяйства действующей методики
распределения субвенций. Новая методика по распределению
имеющихся средств находится на стадии окончательной
доработки.

Кроме того, для оптимизации затрат на охрану лесов от пожаров
проведено новое зонирование территории лесного фонда по зонам
охраны лесов от пожаров и способам применения сил и средств
пожаротушения. Регионам дана возможность самостоятельно
выделить специальные зоны контроля над лесными пожарами, в
которых решением КЧС региона могут не проводиться активные
фазы тушения в виду несоизмеримости затрат на тушение с
ущербом от них.

Характеризуя текущую лесопожарную обстановку, Иван Валентик
отметил, что с начала в России возникло 446 лесных пожаров,
огонь прошел 16 425 га, что составляет 3,7% по сравнению с
площадью, пройденной огнем, в прошлом году (448,4 тысяч га).

В настоящее время наиболее сложная ситуация отмечается в
Амурской области, где уже работают команды
парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана».
Десантники-пожарные федерального уровня направлены на тушение
пожаров в рамках превентивного маневрирования в целях
предупреждения ЧС.

Ближайший риск вспышки лесных пожаров связан с майскими
праздниками, в период которых происходит массовый выход
населения на природные территории.

По информации заместителя руководителя Федеральной службы по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Игоря
Шумакова до конца апреля погода с температурой воздуха выше
климатической нормы ожидается в южных районах Сибирского
федерального округа. В мае пожароопасная обстановка
сохранится на юге Сибири, ожидается температура выше
климатической нормы в Тыве, в Хакассии, в южных и западных
районах Республики Бурятия, в отдельных районах Иркутской
области и Забайкальского края, на юге Хабаровского края и в
отдельных районах Приморского края. Выше нормы пожарная
опасность ожидается в Крыму, астраханской области и
Республике Калмыкия. Но, как отметил представитель
Росгидромета, в динамике лесопожарной обстановки важным
фактором является человеческий фактор. Более 80% лесных
пожаров следствие нарушение правил пожарной опасности в лесах
и на прилегающих к лесу территориях.

В ходе совещания с докладами о подготовке к пожароопасному
сезону выступили представители высшего руководства и органов
исполнительной власти, уполномоченных в области лесных
отношений, Забайкальского края, Иркутской области, республик
Тыва, Бурятия, Хакасия, Челябинской, Курганской, Тверской,
Московской, Волгоградской областей.

Подводя итоги совещания, Сергей Донской еще раз подчеркнул
приоритетность усиления комплекса мероприятий, как на
федеральном, так и региональном уровнях, направленных на
предотвращение и распространение лесных пожаров.