Новый законодательный заслон против развития ЦБП в России

Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N№ 307-ФЗ в закон
от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об
электроэнергетике" были внесены изменения, которые могут
существенно снизить конкурентоспособность российской
целлюлозно-бумажной промышленности и стать серьезным
препятствием к ее развитию. Суть этих изменений состоит в
том, что теперь каждый крупный производитель электрической
энергии с генерирующей мощностью 25 МВт и более обязан
присоединиться к оптовому рынку электроэнергии и всю
произведенную энергию продавать на нем, за исключением
специально определенных Правительством РФ случаев.

Вот так теперь выглядит часть пятая статьи 36 федерального
закона "Об электроэнергетике":

"Лицо, владеющее на праве собственности или ином
законном основании объектом (частью объекта) по производству
электрической энергии (мощности), в том числе
электростанцией, который функционирует в составе Единой
энергетической системы России и установленная генерирующая
мощность которого равна или превышает 25 МВт, обязано в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом,
получить статус субъекта оптового рынка - участника обращения
электрической энергии и (или) мощности, в том числе заключить
договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, а
также другие предусмотренные правилами оптового рынка
обязательные договоры, и реализовывать всю производимую на
таком объекте (части такого объекта) электрическую энергию
(мощность) на оптовом рынке, за исключением случаев,
установленных Правительством Российской Федерации".

Крупные ЦБК обычно производят электроэнергию, используя
отходы собственного производства, и снабжают не только себя,
но и муниципальные объекты на прилегающих территориях.
Собственная генерация электроэнергии предприятиями
целлюлозно-бумажной промышленности выгодна как с точки зрения
работы самих предприятий и их соседей (своя энергия дешевле,
особенно с учетом стоимости ее передачи), так и с точки
зрения минимизации вредного воздействия на окружающую среду
(поскольку используются отходы, и сокращается использование
невозобновляемых энергетических ресурсов). Если собственная
генерация станет менее выгодной или даже в какие-то периоды
времени технически невозможной (поскольку присоединение к
оптовому рынку - процесс сложный) - значит, перспективы
развития российской целлюлозно-бумажной промышленности станут
еще более сомнительными.

Эти перспективы и так не очень хороши - главным образом из-за
плачевного состояния лесных ресурсов, их сильной истощенности
десятилетиями неправильного использования и отсутствия
законодательных основ для развития правильного лесного
хозяйства. За последние пятнадцать лет было объявлено о
планах по строительству не менее полусотни крупных новых
целлюлозно-бумажных предприятий в разных регионах России - и
пока ни один из этих проектов не был реализован.

Отраслевые специалисты, к сожалению, "проспали"
вышеупомянутые поправки к закону об электроэнергетике
(впрочем, мало кто может уследить за всем потоком сознания
отечественных законодателей). Теперь для исправления ситуации
в закон нужно вносить обратные поправки, что будет сделать
весьма непросто. Решением этой задачи уже занялась
Общественная палата