Русскому лесу нужна правовая поддержка

Комитет ТПП РФ по природопользованию и экологии совместно с
Минприроды, Рослесхозом, Минпромторгом, неправительственными
и общественными организациями активно участвует в реализации
политики государства в области экологического развития,
использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов,
совершенствования правового регулирования устойчивого
управления лесами, поддержки интенсивного ведения лесного
хозяйства, содействия развитию лесного комплекса в России.

Эта совместная работа дает весомые результаты. В лесах России
в истекшем году заготовлено 202 млн кубических метров
древесины, что на 9,5 процента выше показателя 2013 года. По
состоянию на 20 января текущего года в перечень приоритетных
инвестиционных проектов в области освоения лесов включен 121
инвестиционный проект с общим объемом заявленных инвестиций
377,8 млрд рублей, с ежегодным допустимым объемом изъятия
древесины 64,8 млн кубических метров. Общая площадь 74 500
арендованных лесных участков составляет 231,6 млн га, но это
только 20 процентов от общей площади земель лесного фонда.
Для заготовки древесины заключено 14 370 договоров аренды,
которые составляют 19 процентов от общего количества
договоров аренды лесных участков.

За год площадь лесовосстановительных работ составила 860 млн
га, в том числе на площади 186 млн га созданы лесные
культуры.

В 2014 году введены в эксплуатацию лесоперерабатывающие
мощности по девяти приоритетным инвестиционным проектам с
объемом инвестиций 20,5 млрд рублей, создано более 1,5 тыс.
рабочих мест, что позволит вовлечь в переработку более 3,2
млн кубических метров древесины.

Предприятиями лесопромышленного комплекса отгружено продукции
в действующих ценах на сумму 1 трлн 141 млрд рублей, что выше
уровня 2013 года на 7,4 процента. За использование лесов в
2014 году в федеральный бюджет и региональные бюджеты
поступило 24,4 млрд рублей.

Понятно, что развитие лесного комплекса зависит от уровня
общественных, социальных, экономических отношений в стране.
Сейчас у нас есть все возможности для цивилизованного
лесопользования, обеспечения экологической безопасности,
эффективного воспроизводства, надежной охраны и защиты лесов.
Однако на практике лесное дело сталкивается с множеством
проблем. Развитию лесопользования мешают прежде всего
недостаточное законодательное обеспечение и правовое
регулирование лесных правоотношений, снижение ответственности
должностных лиц за неэффективное лесоуправление.

В свою очередь падение уровня сбыта и потребления лесных
материалов, а также слабое развитие переработки древесины в
ряде регионов страны сдерживают интенсификацию лесного
комплекса страны. Первоочередной задачей интенсификации
лесопользования стало совершенствование законодательной базы,
оперативная разработка и принятие нормативных правовых актов.
Наш комитет работает над тем, чтобы в рамках правового поля
установить правила прозрачного лесопользования в типовых
договорах аренды лесных участков для заготовки древесины. В
отдельных регионах эта процедура затягивается надолго. А
типовые договоры аренды кроме ускорения этих процессов
призваны также сократить коррупционные риски в
лесоуправлении.

Как считают эксперты комитета, для повышения эффективности
освоения лесов, прежде всего в рамках реализации
инвестиционных проектов, необходимо подготовить и принять
федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс
Российской Федерации в части проведения конкурсов на право
заключения договоров аренды лесных участков для целей
заготовки древесины».

Тут должно быть предусмотрено создание механизма,
обеспечивающего предоставление права аренды лесных участков в
первоочередном порядке тем, кто имеет соответствующие
перерабатывающие мощности и способен осуществлять глубокую
переработку заготовленной древесины.

Есть еще одна важная особенность, которую необходимо
учитывать в том случае, если мы хотим добиться постоянного и
непрерывного лесопользования. Она заключается в том, что
добросовестные арендаторы должны иметь право без аукционов
заключать договоры аренды лесных участков на новый срок. Но
для этого необходимо внести изменения в статью 74 Лесного
кодекса. В этом случае у лесозаготовителей появится гарантия
обеспечения лесными ресурсами.

В продолжение этой линии стоит закрепить лесные участки, не
переданные в аренду, за недавно созданными
специализированными предприятиями, которые выполняют работы
по уходу за лесом, восстановлению, охране и защите лесов. И
арендная плата должна взиматься по срокам, пропорционально за
фактически вырубаемую древесину. Кстати, этот принцип
действовал на начальном этапе передачи лесов в аренду. Кроме
того, необходимо принять меры по импортозамещению
оборудования, лесных машин и механизмов, используемых в
лесном комплексе.

Понятно, что все программы, планы, решения, предложения могут
быть реализованы лишь при условии системной подготовки,
формирования профессионального кадрового потенциала,
снижения, ликвидации и предотвращения коррупционных рисков в
лесном комплексе страны.

Конечно, в развитии лесной отрасли есть трудности. Однако это
совсем не означает, что сосредоточиться нужно только на них.
На самом деле, нужно действовать. Во все времена лес служил
на благо человека. И сейчас он готов выполнять свою миссию.
Просто не надо опускать руки, а нужно работать.