Законопроект № 712331-6 "О земле " предусматривает возможность раздачи отдельным категориям граждан в том числе земель лесного фонда

Внесенный в Государственную Думу законопроект № 712331-6
"О земле (о единоразовом безвозмездном предоставлении
отдельным категориям граждан земельных участков)"
предусматривает возможность раздачи отдельным категориям
граждан в том числе земель лесного фонда. Согласно
законопроекту, право на единоразовое бесплатное получение
земельных участков должны получить отдельные категории
граждан, прямо перечисленные в одной из статей проекта.
Участок сначала предоставляется в безвозмездное пользование
на срок в пять лет, а по истечении этого срока - в
собственность. Возможные виды использования этого участка -
индивидуальное жилищное или дачное строительство, личное
подсобное или дачное хозяйство, различные виды
сельскохозяйственного использования (иные не допускаются).

О площади участка в законопроекте сказано следующее:
"площадь земельного участка, единоразово и безвозмездно
предоставляемого гражданину, имеющему право на его получение
в соответствии с настоящим Федеральным законом, составляет до
ста соток". По всей видимостью, под "ста
сотками" авторы имели в виду один гектар; но
"сотка" - это неформальное название внесистемной
единицы измерения площади "ар" (одной сотой
гектара, или ста квадратных метров). Ни действующим
законодательством, ни принятой в России метрической системой
мер единица площади с названием "сотка" не
предусматривается, поэтому данное положение, если оно в итоге
станет законом, можно будет понимать почти как угодно.
Регионы и места выдачи участков законопроектом не
ограничиваются; к категориям земель, из состава которых
возможна раздача участков, относятся земли населенных
пунктов, сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Перечень категорий граждан, которым может быть дано право на
безвозмездное получение земельных участков, обширен -
включает в себя 29 широких категорий. Из специальностей,
имеющих отношение к лесному сектору, в него входят
лесоустроители, рабочие и мастера лесозаготовок и лесосплава,
отработавшие не менее десяти лет непосредственно на полевых
работах, лесозаготовках и лесосплаве. Впрочем, многие
работники лесного сектора могут попасть в этот перечень не
благодаря профессии, а благодаря стажу, наградам, количеству
детей, регионам работы и т.д.

В финансово-экономическом обосновании, согласно сложившейся
традиции, говорится, что принятие закона "не повлечет
дополнительных расходов из средств федерального
бюджета". В пояснительной записке говорится, что целями
закона являются:

- вовлечение миллионов граждан в производство
сельскохозяйственной продукции, что должно способствовать
реализации программы продовольственного импортозамещения;

– решение проблемы заселения отдаленных территорий,
заброшенных сел и деревень, а также прилегающих к ним земель;

– вливание в российскую экономику (через строительство домов,
хозяйственных построек и инфраструктуры и т.д.)
многомиллиардных сбережений, вложенных гражданами в валюту,
ценности и т.д., которые не используются на данный момент;

– возврат в сельхозоборот миллионов гектаров зарастающей
земли.

Авторы законопроекта - депутаты С.М.Миронов и О.А.Нилов.



Сразу можно сформулировать три наиболее вероятные проблемы,
которые могут возникнуть в случае принятия этого закона.

Во-первых, резкий рост "распила" лесных земель под
индивидуальное жилищное строительство. В густонаселенных
регионах страны типа Подмосковья, Ленинградской области и
многих других спрос на дармовую землю в основном придется
удовлетворять именно за счет земель лесного фонда - у
остальных уже есть "негосударственные" хозяева, и
перераздать их ("отнять и поделить") просто так не
получится.

Во-вторых, отчетливая социальная несправедливость. Перечень
получателей права на дармовую землю очень обширен, и
фактически единственная категория работников со стажем, не
охваченная им - это работники интеллектуального труда, не
относящиеся к некоторым конкретным профессиям (учителям,
врачам) и не работавшие в районах крайнего Севера или
приравненных к ним. При таком обширном списке правильнее
говорить не о раздаче земель отдельным категориям граждан, а
о дискриминации отдельных категорий граждан при возможности
раздачи земель большинству семей.

В-третьих, возможность консервации новых больших площадей
земель сельскохозяйственного назначения в неиспользуемом
состоянии. Халява - плохой мотив к производительному
использованию полученного ресурса ("на халяву и уксус
сладок", "на халяву и хлорка - творог", и
т.д.; то есть взять-то участки даром захотят многие, а вот
захотят ли использовать - это большой вопрос). Взятые участки
могут оказаться "законсервированными" в
неиспользуемом состоянии как минимум на пять лет, а как
максимум - навсегда, если у государства не найдется сил
проверить и доказать их неиспользование по истечении этого
пятилетнего срока.

Но идея законопроекта, насколько известно, поддерживается на
уровне высшего руководства страны - поэтому, скорее всего,
законопроект будет принят и станет законом. Собственно, идеи,
связанные с "распилом" (халявным растаскиванием
чего бы то ни было из государственной, муниципальной или
нераспределенной собственности под каким бы то ни было
благовидным предлогом) вообще нынче очень популярны.