Утилизационный сбор на лесозаготовительную технику.

Депутаты Госдумы хотят ввести утилизационный сбор на лесозаготовительную технику С 2013 года в России могут ввести утилизационный сбор на сельскохозяйственную, лесозаготовительную и дорожно-строительную технику. Об этом на круглом слове в РИА «Новости» заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности, вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Такая протекционистская мера поможет сохранить российским производителям позиции на отечественном рынке, которые они могут потерять с открытием границ при вступлении России в ВТО.

После вступления России в ВТО российские машиностроители оказались в неравной конкуренции с зарубежными компаниями. Пошлины на импортную технику будут существенно снижены. Чтобы защитить отечественного производителя, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности Владимир Гутенев инициировал законопроект, который вводит механизм уплаты утилизационных сборов на все ввозимые или производимые на территории РФ сельскохозяйственные и лесохозяйственные машины, а также строительную и дорожную технику.

Как известно, с 1 сентября Россия уже ввела утилизационный сбор на ввозимые в страну и произведенные на российской территории грузовые и легковые автомобили. Эта мера позволила не допустить значительного снижения цен на ввозимые из-за рубежа машины после вступления России во Всемирную торговую организацию. Именно после принятия базового закона о введении сбора Гутенев внес в парламент законопроект о введении такого же утилизационного сбора для сельскохозяйственной, лесозаготовительной, строительной и дорожной техники.

Владимир Гутенев подчеркнул, что ни одна экономика мира, вступая в ВТО, не прекращает поддерживать базовые отрасли и технические направления. «Страны просто меняют формы этой поддержки. Учиться выбирать приемлемые формы этой поддержки для нас – жизненно необходимо», – отметил он.

По замыслу разработчиков законопроекта, утилизационным сбором будут облагаться импортные сельскохозяйственные и лесозаготовительные машины, строительная и дорожная техника. Рассчитывать новый налог предлагают по той же схеме, что и существующий транспортный, – при помощи базовой ставки и различных коэффициентов. Для сельхозмашин ставку хотят установить на уровне 30 тысяч рублей, а для всех остальных – 35 тысяч. В то же время Владимир Гутенев признал, что как базовая ставка, так и коэффициенты не должны наносить ущерб потребителю. То есть, стоимость техники не должна превышать уровень, существовавший до вступления России в ВТО.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что сбор за новые комбайны, трактора, посевные комплексы будет в пределах 60-450 тысяч рублей, за лесозаготовительные машины – 80-525 тысяч. К подержанной технике планируется применять повышенные коэффициенты. Утилизационный налог планируется  взимать на таможне при ввозе импортной техники в Россию. По словам Владимира Гутенева, продукция отечественных производителей, а также иностранных компаний, имеющих сборочные предприятия на территории нашей страны, будет освобождена от сбора, но при этом «компании должны будут гарантировать, что сами утилизируют выпущенную ими технику, когда она отслужит свой срок», – пояснил депутат.

Деньги от нового сбора будут поступать в федеральный бюджет. Часть из них, как считают разработчики законопроекта, должна направляться на утилизацию техники, то есть создание всей необходимой для этого инфраструктуры.

Вице-президент Концерна «Тракторные заводы» Наталия Партасова отметила на «круглом столе», что иностранным компаниям, экспортирующим свою технику на территорию России, оказывается серьезная поддержка со стороны их государств. «Недавно в Китае построено производство строительно-дорожной техники, и в прессе абсолютно четко говорится, что эта техника будет продаваться не только в Китае, но и в близлежащих странах, в том числе в России. Выходит, что предприятие, не расположенное на территории нашей страны, получает государственные инвестиции с целью поставки техники в Россию».

Еще одна яркая иллюстрация, позволяющая судить о сложном положении российских машиностроителей: американская компания John Deere – один из крупнейших в мире производителей сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники – только в 2011 году потратила на НИОКР 1 миллиард 200 миллионов долларов. В день это почти 102 миллиона. «Если сложить финансирование НИОКР всеми российскими предприятиями, работающими в этом сегменте, сумма в год не превысит 1 миллиарда рублей», – подчеркнула Партасова.

«Когда возникла тема введения утилизационных сборов на автомобили, Комитет при Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению серьезно задумался и предпринял попытку распространить эти подходы и на наши виды техники. Не потому, что мы хотим компенсировать сниженные проценты по таможенной пошлине. Степень износа парка сельскохозяйственной техники в России уже превысила 80%, строительно-дорожной техники – более 50%, лесозаготовительной техники – более 60%. Помимо этого мы должны защитить и тех, кто работает на этой технике, окружающую среду и землю», – заявила вице-президент концерна «Тракторные заводы».

С ней согласен исполнительный директор Ассоциации «Рослесмаш» Семен Илюшкин, который отметил, что в 2011 году из-за рубежа поступило до 500 машин. «Зачастую это изношенная, иногда утильная техника, которую затем бросают бесхозно в лесу, – заявил он. – Здесь уже должны быть коэффициенты утилизационного сбора увеличены минимум в 2 раза».

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев поддержал инициативу Ассоциации «Рослесмаш». «Прежде всего, мы хотим поставить заслон старой технике, автохламу, – подчеркнул депутат. – И коэффициенты, которые мы будем рекомендовать правительству, будут отличаться двух-трехкратным размером. Это поможет нам решить проблему по созданию утилизационных мощностей».

В то же время депутат уверен, что существующую проблему поставки недоброкачественной техники необходимо решать в тесном взаимодействии с надзорными органами и привлекать в том числе институты гражданского общества.

«К большому сожалению, отмечу, что до тех пор, пока лично Президент РФ Владимир Путин не поддержал инициативу о введении утилизационного сбора на сельхозтехнику, серьезного отклика на данные поправки не было ни от коллег-депутатов, ни от профильных министерств. А они, в принципе, еще на этапе подготовки ратификации договора о присоединении России к ВТО должны были тщательно проработать и учесть предложения и замечания представителей машиностроительного сообщества», – подчеркнул Владимир Гутенев.

«Эти замечания формировались не вчера. Они были выработаны, в том числе, в рамках работы Союза машиностроителей России в Общероссийском народном фронте. Тогда, встречаясь с представителями предприятий, мы видели их серьезную обеспокоенность и озабоченность предстоящим вступлением в ВТО», – добавил он.

Теперь, как рассказал г-н Гутенев, законопроект начинает получать широкую поддержку со стороны депутатов. «Я считаю, что, чем шире круг участников, тем больше шансов, что одобренный президентом страны документ в конце концов станет тем законом, который поможет сохранить рабочие места на российских предприятиях, создать утилизационные мощности и открыть новые перспективы развития для такой чувствительной подотрасли, как производство сельскохозяйственной, дорожно-строительной и лесозаготовительной техники».