Арендаторы лесов получают льготы почти на 2 млрд. рублей в год.

Институт приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов за более чем пять лет его существования позволил серьезно изменить облик лесной промышленности, простимулировав бизнес всерьез заняться развитием глубокой переработки древесины внутри страны. Как реализуется этот правовой механизм на практике, рассказывает начальник управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза Александр Мариев.

– Александр Николаевич, постановлению № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» – более 5 лет. Какие результаты были достигнуты за время работы этого правового механизма привлечения инвестиций в отечественный ЛПК?

– Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов позволил привлечь в отечественный ЛПК достаточно крупные финансовые средства, в том числе и зарубежные. В настоящий момент фактические инвестиции уже составили около 200 млрд. руб. Всего сейчас в перечне приоритетных 117 проектов из 34 регионов России с общим запроектированным объемом инвестиций 370 млрд. руб.

Конечно, основной стимул для лесопромышленных компаний, участвующих в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, – государственная гарантия предоставления инвесторам лесных участков в аренду на льготных условиях, то есть без проведения аукциона и по уполовиненной арендной плате на время окупаемости проекта. Иными словами, новое предприятие либо проект по увеличению мощностей действующего предприятия в рамках приоритетных инвестиционных проектов гарантированно обеспечиваются лесными ресурсами по льготной цене в соответствии с потребностями.

Федеральное агентство лесного хозяйства в рамках своих полномочий уделяет особое внимание ресурсному обеспечению приоритетных инвестпроектов. Так, в соответствии с утвержденными концепциями инвестпроектов объем необходимых лесных ресурсов составляет 74 млн. куб. м, при этом фактически переданы в аренду лесные участки с ежегодной расчетной лесосекой 57 млн. куб. м. Можно сказать, что в целом приоритетные инвестпроекты обеспечены лесными ресурсами на 80%. На остальные 20% лесных ресурсов инвесторами планируется поэтапное заключение договоров аренды лесных участков по мере ввода своих производственных мощностей.

К нерешенным проблемам следует отнести неполное обеспечение некоторых приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов сырьем. В большинстве случаев речь идет о проектах, включенных в Перечень приоритетных до февраля 2010 года, то есть до начала участия Рослесхоза в процессе согласования заявок.

– Какое реальное воздействие оказывают приоритетные инвестпроекты на развитие ЛПК в России?

- По мере реализации приоритетных инвестпроектов объем заготовленной древесины в стране из года в год увеличивается. Если в 2011 году в рамках реализации приоритетных инвестпроектов было заготовлено 18 млн. куб. м, то за полгода 2012 года – уже 11 млн. куб. м. Для сравнения, средняя плата за 1 куб. м древесины по всем договорам аренды лесных участков составляет 48,9 руб., по договорам аренды лесных участков, заключенных для реализации инвестиционных проектов – 16,6 руб.

То есть размер предоставленной государством льготы по снижению размера арендной платы ежегодно составляет 1,8 млрд. рублей. Такие преференции бизнесу власть дает, чтобы сформировать условия для развития в России глубокой переработки древесины, закрыть потребность внутреннего рынка и уйти от импортной зависимости.

С момента запуска механизма приоритетных инвестиционных проектов введены в эксплуатацию 24 новых производства с общим объемом инвестиций 70 млрд. руб., в т.ч. в 2011 году – 7 проектов с объемом инвестиций 11 млрд. рублей.

– Более двух лет назад к рассмотрению заявок подключился Рослесхоз. Насколько это изменило процедуру согласований и в целом саму структуру Перечня инвестпроектов?

– Рослесхоз с февраля 2010 года участвует в согласовании заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, для чего создана специальная Комиссия из числа сотрудников центрального аппарата и подведомственных учреждений.

В рамках проверки соблюдения всех требований, установленных постановлением Правительства РФ № 419, комиссия Рослесхоза уделяет особое внимание гарантии полного обеспечения проекта лесными ресурсами со стороны регионов в соответствии с обоснованной потребностью планируемого производства.

Кроме того, предоставленные лесные ресурсы должны полностью вовлекаться в переработку. В случае если часть сортиментов не востребована на создаваемом предприятии, инвестор должен предоставить документы о намерении их реализовать действующим перерабатывающим производствам в регионе присутствия его бизнеса. Инвестор должен создать на переданных в аренду лесах необходимую транспортную инфраструктуру для полного освоения предоставленных лесных ресурсов.

Большое значение в сфере охраны окружающей среды и энергоэффективности сейчас приобретает утилизация древесных отходов либо путем выработки тепловой и электрической энергии, либо производством древесных топливных материалов. Этот аспект деятельности предприятия мы также не оставляем без должного внимания.

Кроме того, при непосредственном участии Рослесхоза в постановление Правительства, о котором идет речь, был внесен ряд существенных изменений. В частности, теперь составляется полный перечень лесных участков, выделяемых под реализацию конкретного инвестпроекта, а также составляется график заключения договоров аренды на выделенные лесные участки. Это делается, чтобы  обеспечить проект реальной сырьевой базой.

– Сколько Рослесхозом было одобрено инвестпроектов? Сколько было отклонено или отправлено на доработку и почему?

– С февраля 2010 года комиссией Рослесхоза было рассмотрено 96 заявок от коммерческих организаций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Согласованы 66 заявок, в том числе заявок на внесение изменений в уже действующие проекты.

Основными причинами отказа в согласовании Рослесхозом поступающих заявок можно назвать отсутствие подтверждения собственных и заемных средств на реализацию проектов, а также обоснования необходимого объема лесных ресурсов.

Следует отметить, что перечень приоритетных инвестпроектов ведет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Если говорить о проектах, согласованных Рослесхозом и включенных Минпромторгом в перечень приоритетных, то с февраля 2010 года их 44 с общим объемом инвестиций 70 млрд. руб.

– Какова процедура лишения статуса приоритетного? Сколько инвестпроектов потеряли такой статус? Чем это грозит для инвестора?

– Чтобы исключить проект из перечня приоритетных, необходимо, чтобы инвестор нарушил срок реализации своего проекта более чем на 1 год, а также сроки предусмотренных графиком заключения договоров аренды, отказался от создания объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Вместе с тем непредоставление более полугода отчета о ходе реализации инвестиционного проекта в органы власти, а также отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка в течение 90 дней со дня его подписания также является основанием лишить проект эксклюзивного права называться приоритетным.

Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляют региональные структуры лесоуправления, которые в случае появления вышеуказанных нарушений направляют инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.

В случае если такие нарушения не были устранены в указанный срок, принимается решение о направлении в Минпромторг России заявления об исключении инвестпроекта из перечня приоритетных, а также о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.

Таким образом, правом инициировать исключение проекта из перечня на сегодняшний день наделены только органы государственной власти субъектов РФ. Хотя сейчас прорабатывается вопрос о наделении этими полномочиями также и федеральных ведомств, ответственных за реализацию приоритетных проектов. Всего за время действия механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов из перечня исключено 15 проектов. В основном – в связи с нарушением сроков реализации проектов.

– Как сейчас обстоит дело с ЗАО «Лес Экспорт»? Какова позиция Рослесхоза в этой резонансной истории?

– Летом этого года Рослесхоз провел внеплановую проверку Управления лесного хозяйства Приморского края в части проведения госэкспертизы проекта освоения лесов ЗАО «Лес Экспорт», в том числе законности назначения рубок в Пожарской орехово-промысловой зоне – особо важной с точки зрения сохранения мест обитания амурского тигра и реализации международного климатического проекта «Бикин».

По результатам проверки было установлено, что отдельные положения проекта освоения лесов ЗАО «Лес Экспорт» противоречат федеральному законодательству. Рослесхоз сообщил о результатах проверки в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.

Приморская межрайонная природоохранная прокуратура в ответ на письмо Рослесхоза сообщила, что в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства начальнику Управления лесным хозяйством Приморского края внесен протест об отмене приказа об утверждении госэкспертизы проекта освоения лесов ЗАО «Лес Экспорт», расположенных в Пожарской орехово-промысловой зоне.

В целом Рослесхоз обеспокоен ситуацией, сложившейся в Приморском крае в результате некачественной работы органов исполнительной власти региона, в связи с чем в адрес губернатора Приморского края Владимира Миклушевского направлено письмо с указанием основных недостатков системы управления лесным хозяйством Приморского края.